5 базовых концепций экономики, которые нужно знать всем. А особенно владельцам бизнеса!

5 базовых концепций экономики, которые нужно знать всем. А особенно владельцам бизнеса!

Довольно часто приходится слышать о росте или падении ВВП, инфляции и уровне налогов, неверную экономическую политику правительства, цене нефти и торговой войне США и Китая. Рассказывают об этом таксисты, домохозяйки, писатели, врачи и т.д. И, кажется, зачем 5 лет учиться на экономическом факультете, если можно, слушая телевизионных экспертов и читая новости, делать выводы о функционировании экономики? Большинство людей не рискуют деньгами, не управляют производством и не планируют развитие предприятий, поэтому их взгляды в этой сфере не имеют большого значения. А вот владельцам бизнеса приходится постоянно принимать серьезные решения, и делать это без знания экономики достаточно рискованно. Поэтому каждому бизнесмену необходимо ознакомиться хотя бы с ее базовыми концепциями. Расскажем о 5 из них.

Стоимость

Услуга или вещь должны удовлетворять нашу потребность. У соленой морской воды отсутствует ценность, если мы хотим пить, но для того, чтобы купаться, она пригодна. Следовательно, стоимость неразрывно связана с пользой или именно для пользователя, или для других людей. Чтобы товар имел стоимость, необходима комбинация трех свойств.

— Полезность. Тухлое яйцо нельзя есть и вряд ли оно кому-то нужно, поэтому у него отсутствует стоимость.

— Редкость. Товар не должен быть в безграничном доступе. Мы не можем жить без воздуха, но он есть почти везде, поэтому также не имеет стоимости.

— Возможность передачи. Товар необходимо перемещать с одного места на другое и передавать от одного человека к другому.

Если даже одно из этих свойств отсутствует — товар не имеет стоимости для обмена.

Стоимость и цена

В повседневном общении стоимость и цена — это синонимы, но для экономики это не так. Цена определяется в денежных единицах, а стоимость через другие товары. Например, стоимость ручки может быть 2 карандаша, а цена — 100 рублей. В таком случае цена карандаша 50 рублей. Стоимость товаров обычно не взлетает и не падает, ведь ценность вещей для потребителей не меняется быстро, а вот цена может существенно колебаться.

Богатство

Люди часто называют богатством деньги, имущество, золото, а вот экономисты считают, что богатство — это все, что имеет стоимость. И снова товар должен иметь одновременно полезность, уникальность и способность быть переданным и перемещенным, чтобы быть богатством. Существуют различные формы богатства:

— Личное. Такое, которым владеет лицо: например, дом, автомобиль, компания и тому подобное.

— Социальное. Им владеет общество. Это, скажем, школы, леса или дороги.

— Национальное. Это сумма личного богатства всех лиц в стране и социального богатства.

— Международное. Образуется как общественный вклад различных стран ради общей цели, например, ООН, МВФ или ВТО.

— Финансовое. Это деньги, акции, облигации, принадлежащие лицам. Финансовое состояние вычитается из национального, потому что для одних лиц это богатство, а для других — обязательства.

Богатство отличается от капитала, дохода и денег.

Капитал — часть богатства, которая используется для создания нового богатства. Мебель в квартире является частью богатства, но если они сданы в аренду, то являются капиталом.

Доход — это заработок от богатства. Акции — это богатство, а полученные по ним дивиденды — доход.

Деньги — ликвидная часть богатства, поэтому все деньги — богатство, но не все богатство — деньги.

Запасы и потоки

Главная идея этого концепта — изменения и время. Изменение стоимости запаса всегда измеряется на соответствующую дату, а потока — за период времени. Таким образом, национальное богатство — это запас, а национальный доход — поток. Так же деньги — это запас, а их расходы — поток.

Оптимизация

Оптимизация — использование имеющихся ресурсов наилучшим образом. Удовлетворить потребителя можно, предоставляя ему товар или услугу с лучшим, чем у конкурентов, соотношением цены и качества. Баланс между полезностью товара для потребителей и одновременно максимизация прибыли компании является одной из главных концепций экономики, а важная цель экономистов — поиск удачных комбинаций между использованием труда, капитала, технологий.

Это лишь часть концепций экономики, так сказать, первая лекция в экономическом университете. Можно сказать: зачем мне знать эти довольно скучные тезисы? Но именно они — то же самое, что "Начала Евклида" для математиков или законы Ньютона для физиков. А бизнесмену приходится работать не в физической лаборатории, а на рынке, где конкуренты будут очень рады игроку, который пренебрегает основами экономики.





 
×

Отключите Adblock!

Использование различных блокираторов
может привести к некорректной работе сайта.